История зимних садов, появившихся в российских дворцах и усадьбах, а также организация их пространства и художественное оформление представляют для нас повышенный интерес, так как многие нынешние сады отражают черты «райских уголков» ушедших эпох.
Современные архитекторы обращаются к опыту своих предшественников, и, благодаря детальному изучению архивных документов, сегодня в загородных домах появляются "зеленые островки", похожие на те, в которых проводили свой досуг императоры и приближенные к ним лица.
В прошлый раз мы закончили разговор о Зимнем саде, созданном В. П. Стасовым в 30-е годы XIX века в Зимнем дворце. Сегодня мы поговорим о другом подобном саде, который появился в те же годы в том же здании.
Для того, чтобы «увидеть», каким был этот Зимний сад, мы обратимся к уже знакомой нам по прошлым встречам научной работе (диссертации) кандидата искусствоведения Софии Сергеевны Веселовой «Зимние сады в российских дворцах, домах и особняках XVIII - начала XX вв.».
Вот что пишет в этом труде ее автор: «При восстановлении дворца после пожара было продумано устройство еще одного зимнего сада - для императрицы Александры Федоровны. Его автором стал архитектор А. П. Брюллов. Если В. П. Стасов на протяжении, своего творчества оставался верным одному стилю - классицизму, то А. П. Брюллов, представитель нового поколения, шел по иному пути. Как не раз отмечали исследователи его творчества, участвуя в восстановлении Зимнего дворца, он обращался то к наследию Рима (Белый зал), то к Помпее (Помпейская столовая), то к готике (Готический зал и будуар императрицы), то к барокко (Розовая гостиная)…
Стараниями архитектора неудобная и неуютная проходная комната, располагающаяся в угловой части северо-западного ризалита дворца, превратилась в изящный «райский уголок», наполненный дыханием живой природы: благоуханием роз и пением птиц, став одной из жемчужин в системе личных покоев на половине императрицы».
Нас интересует непосредственно убранство этого помещения, так как описание всего, что находилось в данном «уголке природы» напрямую связано с решением современных домовладельцев относительно выбора интерьера своего собственного сада. Давайте «посмотрим» на творение Брюллова, по проекту которого была выполнена отделка помещения. В описи комнат Зимнего дворца есть следующая запись (ее приводит в диссертации С. В. Веселова): «Стены оштукатурены и окрашены. 8 пилястр с базами и капителями из фальшивого мрамора под лаком. При наружной стене — чугунный решетчатый на кронштейнах плинт для цветов. По полу обведена чугунная решетка, окрашенная под бронзу. Устроена мраморная о 19-ти ступенях с площадками лестница. Стены в гроте (1 этаж) драпированы шелковой материей с бахромой и кистями, а свод - белым атласом: Перед гротом - фонтан с чашей из серого мрамора. Против балконной двери на внутренней стене - зеркальная беседка в виде портала. Потолок - свод эллипсоидальный из кирпича, оштукатурен».
По одному этому описанию можно составить небольшую смету. Во всяком случае, данный документ – прекрасная подсказка для современного архитектора. Здесь следует отметить использование ткани. Ничего подобного в оранжереях, служивших в более ранние времена некой отправной точкой для зимних садов, не было. Шелк и атлас, в данном случае, явились той «нитью», которая связала интерьеры дворца (с обилием тканей) с «уголком природы». Был в этом помещении и еще один элемент, который обычно присутствовал в жилых комнатах. Речь идет о камине.
Существует документ (его также цитирует автор диссертации), где также описывается интересующее нас убранство. Это «Дневник путешествия по России» Ф. Б. Гагерна. В документе сказано следующее: «1 августа. Прежде всего мы обошли Зимний дворец, который так велик, что в нем легко запутаться. Более красивыми и изящными являются там апартаменты императрицы в мавританском вкусе; образцом здесь послужила Альгамбра; образцом русской пышности может служить здесь Зимний сад, в особенности же маленькие перегородки или красивые деревянные решетки, по которым вьется свежии плющ; ванная комната императрицы - тот же зимнии сад ...»
Но и это далеко не вся информация о Зимнем саде Александры Федоровны. Уже знакомый нам по прошлым встречам А. П. Бушуцкий писал: «Цветник или сад... Угловая комната, одним окном прямо к Адмиралтейству, четырьмя окнами по загибающемуся фасаду, обращенному к подъезду... Комната по длине разделена на две половины низкою решеткою (балюстрадом); половина, прилежащая к окнам, опускается на несколько саженей ниже; вы сходите туда широкою мраморною лестницею, с обеих сторон украшенною растениями и цветами и достигаете площади этого прохладного цветника, замощенной, в роде мозаика, мелкими кусками мрамора, всаженными в камневидную массу. Посредине бьет из мраморной чаши фонтан; кругом цветы и растения, увлажняемые водною пылью и льющие в воздух благоухания; в углублении восхитительный грот.
Верхняя часть вся украшена цветниками, трельяжами и беседками самых милых форм, из золотых тирсов и багетов, составляющими бесподобные, истинно-поэтические приюты, где, благодаря роскошной фантазии художника, высокая хозяйка этого благодатного жилища и в глубокую зиму может заставить царствовать весну со всеми ея красками - с пением птиц, ароматами и шумом фонтана».
Если собрать воедино все описанные «элементы» сада, то напрашивается вывод: в таком месте можно было находиться от рассвета до заката. И если в современном загородном доме архитектору удастся создать нечто похожее на Зимний сад супруги императора, то, возможно, домовладельцев не покинет именно такое желание.
Но приведенная выше информация об этом «райском уголке» была бы неполной, если бы мы не обратились и к другим источникам. Сделаем мы это в следующий раз.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: summer.net, pensionerka.spb, v1kontatke, eremagius, img-fotki.yandex
Отвечать на темы и вести полноценное общение могут только зарегистрированные пользователи