Зимние сады, оранжереи и помещения в доме, где находятся растения, представляют собой особое замкнутое пространство.
В нем создается иллюзия «райского уголка», некий «обман». Подчиняя себе флору, человек имеет возможность создавать собственный мир, в котором не только ощущается мнимое превосходство людей над природой, но и возникают эмоции, подчас способствующие творчеству.
В конце прошлой встречи мы говорили о мастерской художника, где растения играют отнюдь не последнюю роль. Зеленые насаждения, находящиеся в «рабочей зоне», вдохновляют живописцев, поэтов, писателей, архитекторов и т.д. на создание творения, которое должно принести радость почитателям таланта мастера.
Зимние сады и другие помещения, убранство которых состоит (в том числе) из флоры, а, порой, и представителей пернатых, в силу своего художественного своеобразия становятся «генераторами идей». Те, кто смотрел многосерийный телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» (трудно представить, что в нашей стране есть такие, кто ни разу не видел эту киноленту), наверняка помнят диалог между профессором Плейшнером и продавцом в магазине птиц. Последний говорил несостоявшемуся разведчику: «Ко мне приходят многие писатели – они сидят и слушают птиц. А один из них сказал: «Прежде чем я опущусь в ад новой книги, как Орфей, я должен наслушаться самой великой музыки – птичьей. Иначе я не смогу спеть миру ту песню, которая найдет свою Эвридику…»
Эти слова можно отнести и к флоре, являющейся неотъемлемой частью помещения. Так почему же природа так притягивает к себе людей, особенно творческих? На данный вопрос есть множество ответов, и, конечно же, у каждого есть свой собственный. Нам же кажется, что «волшебная сила» природы заключается в ее «искренности». Всё, что создано высшими силами, не может обманывать. Нечто «чистое», первозданное всегда было и будет эталоном правды. Возможно, поэтому служители муз любят окружать себя эталонами этой «чистоты» и черпать вдохновение в мире, похожем на нерукотворный родник.
А теперь мы снова вернемся к разговору об использовании растений в помещениях дома и рассмотрим вариант оформления эркера различными представителями флоры.
По традиции мы обратимся к цитатам из научной работы (диссертации) кандидата искусствоведения Софии Сергеевны Веселовой «Зимние сады в российских дворцах, домах и особняках XVIII - начала XX вв.». В своем труде искусствовед пишет: «Реальное пространство для размещения зелени и в то же время «пространство для фантазии» давало помещение со специально устроенной архитектурной деталью - эркером, т.е. объемным выступом округлой или граненой формы из интерьера комнаты (зала) в наружное пространство. Эркер, благодаря обильному освещению, благополучен для обитания в нем растений. Зрительно своим объемом он значительно обогащает пространство интерьера. Обратимся, в качестве примера, к картине В. Волоскова «За чайным столом»… Изображен интерьер, часть которого занимает небольшой зимний сад, поместившийся в небольшом эркере. Несмотря на действительно небольшие размеры «зимний сад» выглядит очень выразительно и эффектно. Его облик можно сопоставить с театральной сценой, так как он организован на возвышении - подиуме. Ниша эркера обрамлена (фланкирована) колоннами. Вместо традиционных актеров на этой сцене выступают «зеленые актеры» - комнатные экзотические растения. То, что здесь можно наблюдать, вполне сопоставимо с действием спектакля, только более протяженным во времени. Это жизнь растений, их развитие, их борьба за выживание, разворачивание листьев, рост побегов, образование бутонов и распускание цветков, созревание плодов и семян. Зрелище не менее захватывающее, чем любая драма или трагедия из театрального репертуара. В изображенном интерьере пространство жизни человека и пространство жизни растений практически объединены в одно целое».
Действительно, всё это напоминает действо спектакля. Человек сознательно создает «декорации», которые, на самом деле, являются такими же «действующими лицами», как и он сам. Но кто играет «главную роль»? Каждому хозяину дома хочется верить в то, что именно он является главным героем «действа». Так ли это на самом деле? Мы оставим этот вопрос без ответа, и пусть каждый ответит на него сам.
На наших встречах, посвященных зимним садам, мы не раз произносили словосочетание «зеленый уголок», подразумевая либо непосредственно зимний сад, либо помещение с растениями. Но «зеленый уголок» имеет и более конкретное значение. Автор диссертации называет этими двумя словами «художественно продуманные и оформленные композиции из растений, собранные в одном углу комнаты, куда попадает свет из окна (или окон). Растительные композиции, - пишет София Веселова, - можно было встретить как в роскошной гостиной аристократического дворца, так и дворянского особняка, и даже в скромном интерьере мещанского или купеческого дома…»
Превращать угол комнаты в некое подобие зимнего сада стараются многие, но только в том случае, если площадь помещения позволяет это сделать. Но в каждом жилище есть «зона», которую, как говорится, сам Бог велел украсить зелеными насаждениями. Речь идет о подоконниках. Автор диссертации приводит слова французского писателя и путешественника Астольфа Луи Леонора де Кюстина, который писал: «Страсть блистать обуревает русских. Поэтому в их гостиных цветы расставляются не так, чтобы сделать вид комнат более приятным, а чтобы им удивлялись извне. Совершенно обратное наблюдается в Англии, где более всего боятся рисовки для улицы».
Многие, в том числе и мы, не согласимся с французом, так как зачастую хозяева жилища ставят горшки с растениями на подоконники, которых просто не видно с улицы. Это происходит в городских квартирах, расположенных на верхних этажах зданий. Впрочем, в бытность, когда Астольф Луи Леонор де Кюстин говорил это, в России не было небоскребов. Что ж, француз увидел в расстановке растений на подоконниках некую показуху. Так ли это было на самом деле? Для нас ответ очевиден – нет! «Зеленый мир» всегда создавался и создается не для прохожих, а для самих живущих в доме. А желанию установить горшки с цветами и другими растениями есть вполне разумное объяснение, которое дает София Веселова.
С этого объяснения мы и начнем нашу следующую встречу.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: images.yandex, kino-teatr, s48.radikal, saranka354, sadoved
Отвечать на темы и вести полноценное общение могут только зарегистрированные пользователи