В предыдущей части статьи речь шла о самостоятельном (без помощи профессионалов) монтаже врезного замка в металлическую дверь.
В конце беседы мы начали говорить о крабовом замке. Продолжим этот разговор.
Ригели (штыри) в крабовых замках приводятся в движение посредством специальных креплений с использованием довиатора. Этот термин в наших беседах встречается впервые, поэтому дадим ему краткую характеристику. Итак, довиатор (существует и другое написание - девиатор) предназначен для дополнительной защиты запирающего устройства и представляет собой устройство с ригелями (в некоторых исполнениях ригель может быть всего один). Управление довиатором происходит от замка, и движение устройства осуществляется через металлические тяги.
Крабовая система запирающих устройств не позволяет ворам отгибать углы дверей. А ведь именно эти участки наиболее уязвимы и незащищены, особенно, если углы дверей не оснащены ребрами жесткости.
Крабовые замки, впрочем, как и обычные врезные, бывают цилиндровыми и сувальдными. Попытаемся разобраться в этих типах устройств (не без помощи полюбившихся нам источников).
"Википедия" сообщает, что "цилиндровый замок - замок, рабочей частью которого является цилиндр (так называемая "личинка"). Число комбинаций цилиндровых замков (цилиндров) достигает нескольких миллиардов. Наибольшую популярность приобрели цилиндры для замков типа "пиновые", в которых механизмами взаимодействия являются штырьки строго заданной формы, расположенные в корпусе цилиндра и совпадающие определённым образом с выемками на ключе. Цилиндровые замки современного типа производятся с применением специальных перфорированных карт или лазера (поэтому любой другой человек, кроме владельца, не может сделать дубликат ключа без наличия перфорированной карты)".
Далее источник говорит о том, какими были данные замки в конце XIX века. Они имели несколько видов:
Любопытна и историческая справка, приведенная в том же источнике. В частности, Энциклопедия сообщает, что "трудность использования примитивных запоров заключалась в том, что запереть дверь изнутри и сохранять конфиденциальность было легче, чем устанавливать прочные запоры снаружи дома - любой посторонний мог без труда отпереть такой "замок" и проникнуть внутрь. Именно поэтому вся история возникновения запирающих устройств непосредственно связана с прогрессом - и социальным, и финансовым, и техническим. Чем выше было благосостояние общества, тем больше оно стремилось сохранить собственное добро, и чем выше был прогресс, тем больше возникало этого самого имущественного добра. Первые запирающиеся/отпирающиеся механические устройства были изобретены ещё в Египте. Это были устройства с блокировкой посредством вертикальных штифтов-задержек. Самое изначальное описание подобного замка дал Итон в своей работе "Исследование Турецкой империи 1798 года". Затем описание запорно-отпорного механизма дал французский исследователь Дэноном, изучивший барельеф на одной из стен храмового комплекса Карнак: там было нарисовано устройство, которым пользовались порядка 4 тысяч лет назад. Материальные доказательства существования запирающего устройства подобного рода найдены в развалинах Хорсабадского дворца, обнаруженного исследователем Ботта в 1843 году (неподалёку от Месопотамии). Такой тип замка впоследствии было принято называть "египетским". Что касается цилиндровых замков, то в 19 веке они почти не отличались (по виду и основному принципу действия) от современных цилиндровых замков". Вот такая история.
Разновидности цилиндровых замков нашли свое применение и в автомобилях. До недавнего времени, когда автосигнализация не была столь популярной, на дверях всех автомобилей устанавливались цилиндровые запорно-отпорные механизмы, которые, впрочем, во многом отличались от тех, что монтируются на дверях жилых домов. И хотя двери авто и сделаны из металла, это не те металлические двери, которым мы посвящаем наши беседы. А посему продолжим разговор о цилиндровых запирающих устройствах, устанавливаемых на входные двери (их можно устанавливать и на межкомнатные двери).
Источник, к которому мы обратились, говорит нам о цилиндровых замках следующее: "Для замков подобного рода характерно наличие прорезей на бородке ключа. Причём прорези имеют различную глубину. Замки сувальдные (о них мы поговорим чуть позже - прим. А. К.) обладают высокой степенью надёжности, поэтому не менее надёжными являются и похожие на них замки цилиндрового типа: трёх- и четырёхбороздные замки сувальдного типа вскрыть отмычкой фактически невозможно. Единственным недостатком подобных замков считается тот факт, что из-за некоторой толщины корпуса они могут быть установлены далеко не в каждую дверь (к примеру, в двери с узким профилем или с тонким дверным полотном).
Цилиндровый замок состоит из:
Добавим, что личина, об установке которой рассказывалось ранее, это то же самое, что и сердечник (цилиндр).
"Существуют цилиндровые замки, - продолжает источник, - которые открываются/закрываются 2 ключами с различным профилем рабочей поверхности. Данная конфигурация применяется для изготовления по спецзаказам целых комплектов цилиндровых замков - до ста замков всех видов (мебельные, дверные и т. д.). Специфика и принцип действия таких цилиндровых замков заключается в том, что каждый замок комплекта одновременно оснащён индивидуальным и главным ключами. Главный ключ, как правило, отпирает и запирает все единицы замков, входящие в комплект".
В следующий раз мы поговорим о механизме цилиндровых штифтовых замков и перейдем к знакомству с цилиндровыми дисковыми замками.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: svoimaster, techprofdoor, dveripit, stroygrad-tm, uralstil, ocean.polesye, dveri-viking
Отвечать на темы и вести полноценное общение могут только зарегистрированные пользователи