Изучение истории китайского сада не только прибавляет знаний, но и помогает современным обладателям загородной земли вникнуть в тонкости искусства садоводства Востока, что, в свою очередь, заставляет взглянуть на это искусство изнутри.
Про воссоздание китайского сада домовладельцы, знакомые с его историей, могут в деталях изобразить ту или иную часть сада, соответствующую историческому этапу. Для людей, подходящих к вопросу обустройства приусадебного участка с максимальной точностью, информация, звучащая на наших встречах, должна представлять интерес.
Сегодня мы снова будем обращаться к научному труду кандидата архитектурных наук Чэнь Сянжуя Традиционный китайский "Личный сад".
Итак... В 104 г. до н.э., - пишет архитектор, - в западной части города Чаньань был построен дворцовый комплекс Цзянь Чжан. При нем также был создан заказник. Кроме всевозможных беседок и павильонов, там были горы, река и широкий пруд, носивший название Тайе. На этом пруду были сделаны три искусственных острова - Пэнлай, Фанчжуан и Инчжоу. Они символизировали морские пределы святого духа. Подобный способ расположения островов постепенно превратился в основную модель организации водного пространства, используемую в китайском саду. Эта модель повлияла также на появление и развитие японского сада.
В наши дни хозяева загородных домов, находящихся на просторных участках, нередко выкапывают пруды, которые выглядят так, будто их создала природа. Солидная площадь водоема позволяет соорудить в нем остров или даже несколько островков. Как мы видим, такое решение берет свое начало в Древнем Китае. Те же фонтаны создавались в далекие времена по указке китайских императоров. Например, (как пишет Чэнь Сянжуй) один из императоров династии Хань построил парк Гань Цянь... где сооружались горы из камня. Здесь впервые был создан образец китайского фонтана - изо рта медного дракона била струя воды.
Не правда ли, характер фонтана нам что-то напоминает? Да, знаменитый петергофский Самсон, раздирающий пасть льва был далеко не первым фонтаном, где герой подобным образом расправлялся с врагом.
В ту эпоху, - продолжает архитектор, - быстрыми темпами развивалось искусство создания в садах гор и прудов. Если сначала горы сооружались из глины, то затем для их создания начинают использовать камень. После этого камни начинают интересовать людей все больше. Для садов отбираются причудливые камни; горы, формирующиеся из камней, приобретают изысканность. Постепенно это искусство превратилось в одну из отличительных особенностей классического сада Китая.
Сегодня при виде сада с большим количеством камней у нас возникают ассоциации с японским садом камней. Но, как мы только что убедились, не только Япония обращалась к подобным решениям. Более того, Китай стал родоначальником данного приема, а в стране Восходящего Солнца к данному стилю обратились лишь в Х веке н.э
Постепенно сформировался стиль сада, воспроизводящий картины природы, - сказано в том же источнике. - Садовая архитектура в этот период меняется. Симметричность и строгость форм теперь не обязательны. Постройки служат исключительно для отдыха, их главная задача - способствовать созданию необходимого настроения для получения наслаждения от созерцания красоты сада. Эволюционировал и стиль построенных по рельефу местности форм.
Сад, как живой организм, проходил различные стадии и, взрослея, являл все новые и новые формы. Собственно говоря, это можно сказать не только о садах. Все, что создает в мире человек, проходит определенные стадии развития, и кажется, что совершенству нет предела (да, собственно говоря, так оно и есть). Конечно, те или иные черты, присущие ранним стадиям развития, повторяются в более поздних. В одних случаях они приобретают новые формы, характер; в других - остаются неизменными, чем придают особый колорит объекту.
Сад Китая развивался по тем же принципам. Создатели мира флоры совершенствовали уже существующее и, в то же время, сохраняли без изменений отдельные черты садов и парков.
Давайте посмотрим, что собой представляли сады в эпоху Вей и эпоху Цзинь - южных и северных династий (221 - 589 гг.). Хотя это были периоды раскола государства, смуты и междоусобных войн, - говорится в научной работе Чэнь Сянжуя, - отсутствие жесткой централизованной власти благотворно сказывалось на развитии духовности, искусства и творческого начала. Войны и политическая нестабильность на протяжении трехсот шестидесяти лет породили состояние мрачного ожидания и тревожности в обществе. В этих условиях интеллигенция предпочитала уход от действительности в область прекрасного. Была отмечена красота всего сущего в природе, что оказало влияние на развитие метафизики и литературы. Особый интерес и внимание вызывали природные ландшафты. В литературе и живописи популярным становится образ горной воды. Создается большое количество стихов и картин, посвященных этому образу. В китайской литературе и живописи разрабатывается эстетика горной воды. Не осталось в стороне и садовое искусство. Эстетические представления чиновника - владельца сада требовали привнесения образа природной горной воды в реальное пространство его личного сада для собственного созерцания и отдохновения после трудов на благо государства. Эти идеи поддерживают тенденцию к развитию искусства личного сада, усиливают тяготение к малым формам личных садов.
О связи искусства садоводства и искусства слова мы говорили не раз. Автор диссертации пишет о том, что китайские поэты Лан Сюйкэ и Чжоу Юйсинь написали свое знаменитое стихотворение Поле после создания личного сада, в котором они посадили вязы, ивы, грушевые и персиковые деревья. Стиль сада периода южных династий пользуется популярностью и по сей день. Такой сад подчеркивает изысканный вкус и одновременно скромность своих создателей. Этот период является временем рождения искусства личного сада малых размеров.
Так как большинство наших сограждан не обладают загородными участками площадью в несколько километров, то личные сады с небольшой площадью - это именно то, что, в первую очередь, интересует домовладельцев и садоводов. По этой причине основной акцент в наших беседах мы будем делать именно на личные сады, появившиеся в Китае и адаптировавшиеся в России. Но это не означает, что мы обойдем вниманием болем солидные сады, ибо среди россиян есть немало людей, имеющих загородные участки с большой площадью.
В следующий раз мы продолжим знакомство с китайскими парками и садами.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: img0.liveinternet (2 фото), albums.foto.tut, yahooeu, greeninfo
Отвечать на темы и вести полноценное общение могут только зарегистрированные пользователи